Рекомендации водителю о правилах обгона

Обгоном называется маневр проезда рядом с транспортным средством, движущимся с меньшей скоростью. При этом оба транспортных средства движутся в одном направлении. Транспортное средство, движущееся быстрее, называют обгоняющим, а более медленно — обгоняемым. Не следует путать обгон с разъездом, который имеет место, когда транспортные средства движутся в противоположных направлениях.

Умение обгонять правильно и безопасно является наиболее трудным искусством в технике управления автомобилем. При обгоне необходимо соблюдать особую осторожность, так как обычно его выполняют на наивысшей разрешенной скорости.

Если наш автомобиль движется в ряду других автомобилей, едущих один за другим, то мы не обгоняем их, даже если они движутся несколько медленнее, чем это разрешено. Если же мы выедем из ряда налево для обгона автомобиля, то увидим, что перед ним движутся еще несколько транспортных средств. Что же нам тогда делать? Оставаться на левой половине проезжей части нельзя. Следовательно, необходимо «втиснуться» между движущимися рядом с нами автомобилями, но это будет свидетельствовать об отсутствии культуры вождения, создаст замешательство в движении и вынудит другого водителя затормозить, что, в свою очередь, создаст неудобство для следующего за ним водителя.

Как известно, обгонять можно только в случае, когда дорога перед обгоняемым автомобилем свободна на достаточном расстоянии. Перед началом маневра водитель должен удостовериться в этом: Для этого водитель должен посмотреть сквозь заднее стекло автомобиля, движущегося впереди него. Вопрос осложняется, если впереди движется грузовой автомобиль. В этом случае следует осторожно выехать несколько влево, с тем чтобы провести наблюдение, но при этом нужно быть готовым быстро «спрятаться» за предшествующий автомобиль, если появится опасность в виде автомобиля, движущегося с противоположного направления.

Водитель должен помнить о том, что обгон всегда является опасным маневром. Поэтому не следует выполнять его, если он не является абсолютно необходимым. Не следует поддаваться чувству фальшивого самолюбия, что мы должны двигаться быстрее, чем едущие впереди нас.

Опасность обгона увеличивается, если разница скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобилей невелика. В этом случае обгон длится долго и на значительном расстоянии.

От водителя обгоняемого автомобиля требуется, чтобы он во время обгона не увеличивал скорости движения. Данное условие является необходимым для сокращения времени и длины пути обгона.

Оба водителя, как обгоняющий, так и обгоняемый, обязаны заботиться о безопасности выполнения маневра. Для этого они должны сохранять достаточное боковое расстояние между своими автомобилями для обеспечения безопасности движения. Такая осторожность никогда не повредит, но очень пригодится в случае, если один из автомобилей в результате скольжения или по другой причине не сможет сохранить прямого направления движения или утратит на минуту это направление.

Если водитель движется в ряду движения, находящемся слева от ряда, в котором едет обгоняемый автомобиль, то он может обгонять без смены ряда движения и поэтому не должен подавать никакого предупреждающего сигнала указателем поворота. Однако если для обгона водитель должен сменить ряд движения и выехать влево, то он должен своевременно сигнализировать о намерении сменить ряд движения указателем поворота, который следует выключить сразу же после смены ряда и который не должен оставаться включенным во время обгона.

Какое еще условие необходимо выполнить перед обгоном со сменой ряда движения? Водитель должен удостовериться, что своим маневром он не будет пересекать путь другим транспортным средствам. Он должен посмотреть в зеркало заднего вида и проверить, не намерен ли кто-либо обогнать его именно в тот момент, когда он хочет начать обгон. Если это действительно так, то водителю следует отказаться от обгона, выключить указатель поворота и остаться в своем ряду движения до момента, пока обгоняющий автомобиль не закончит обгон. Пренебрежение осторожностью в таких случаях не раз являлось причиной серьезных аварий.

Особую осторожность следует соблюдать при обгоне велосипедистов и мотоциклистов, так как эти транспортные средства отличаются большой подвижностью в стороны. При их обгоне расстояние между транспортными средствами должно составлять не менее 1 м. Большее расстояние никогда не повредит.

Если нас кто-либо обгоняет, мы должны стараться сохранить прямолинейное направление движения. Соблюдение данного принципа особенно важно на участках интенсивного движения, когда транспортные средства движутся близко друг к другу. Небольшой автомобиль выезжает, например, к краю трамвайных путей с тем, чтобы обогнать движущийся медленнее в соседнем правом ряду большой грузовой автомобиль с прицепом. Небольшой автомобиль «пристраивается» между левым краем проезжей части и вторым автомобилем и выполняет обгон. Но обгон этого грузового автомобиля требует определенного- времени и осуществляется на относительно большом участке дороги. В течение всего этого времени водитель небольшого легкового автомобиля должен быть уверен, что обгоняемый грузовой автомобиль не выедет влево даже на полметра. В противном случае он прижал бы легковой автомобиль к трамвайным путям. Поэтому водитель обгоняемого- автомобиля обязан ехать точно по прямой без малейших отклонений до момента окончания обгона.

Если при таком обгоне возникнет необходимость объезда обгоняемым автомобилем какого-либо препятствия, то водитель данного автомобиля не должен этого делать. Ему следует затормозить свой автомобиль перед препятствием без смены направления движения или отклонения от прямой линии движения и отложить объезд до момента окончания обгона.